Человек, которого не было (2001), США, Великобритания
Режиссёр: Джоэл Коэн, Итан Коэн
В ролях: Билли Боб Торнтон, Фрэнсис МакДорманд, Джеймс Гандольфини, Майкл Бадалукко, Кэтрин Боровиц, Джон Полито, Скарлетт Йоханссон, Ричард Дженкинс и др.
Нео-нуарный кинофильм американских режиссёров братьев Джоэла и Итана Коэнов, поставленный по собственному сценарию. Впервые был представлен зрителям в рамках Каннского кинофестиваля 13 мая 2001 года, где братья Коэны были удостоены приза за лучшую режиссуру.
«...Сначала инстинкт сказал мне: «это безумие», но, может, из-за этого инстинкта я и проторчал столько времени в парикмахерской лицом к выходу, боясь хлопнуть дверью.»
1949 год, Санта-Роза, Калифорния. Эд Крейн - провинциальный парикмахер. Молчаливый и угрюмый, он равнодушен к своей работе и безучастен к окружающему миру. Главный герой догадывается об изменах своей жены, которая, с большой вероятностью, спит с другом семьи и, по совместительству, своим начальником - галантерейщиком Большим Дэйвом. Неторопливая, окутанная клубами сигаретного дыма, серая жизнь "серого" человека, Эда Крейна, которого, будто бы, и не существует, так бы монотонно и шла к своему финалу, если бы не внезапно подвернувшася возможность разбогатеть. В один из дней, судьба сводит героя картины с заезжим клиентом, чьё предложение об открытии совместного бизнеса предвосхищает череду дальнейших необратимых последствий. Эду необходим стартовый капитал, ради которого он начинает анонимно шантажировать любовника своей жены. Ввязавшись в эту авантюру, главный герой даже не представляет, насколько непредсказуем будет её финал.
– Ты смотришь на вещи, и твой взгляд меняет их. И ты знаешь, что случилось на самом деле или что случилось бы, если бы ты не сунул туда свой нос.
Эстетически превосходная стилизация под «нуар» и качественно воссозданная атмосфера послевоенной Америки - первое, на что обращаешь внимание при просмотре «Человек, которого не было». Однако не только лишь целостностью визуальной составляющей может похвастаться очередная картина «двухголового режиссера», а именно так именуют братьев Коэн в киноиндустрии. Данная экзистенциальная драма, преисполнена как благозвучно вписанными в интригующий сюжет диалогами, так и достойной актёрской игрой.
- Когда я шёл домой, мне казалось, что все отводят от меня глаза. Как будто я был заразный. Никто не хотел говорить о том, что случилось с Дорис. Я напоминал призрака, бредущего по улице. И когда я приходил домой... Там было пусто. Я садился на диван. Но никто не появлялся. Я был призраком. Я никого не видел, и никто не видел меня. Я был парикмахером.
Несмотря на неспешное повествование, данная лента, благодаря вышеупомянутому, смотрится с интересом и держит в напряжении до самого финала. Выступая не только режиссёрами, но и сценаристами своих картин, братья Коэн, не перестают приятно удивлять зрителя многогранностью своего таланта. В данном случае, мы практически не наблюдаем фирменной иронии Джоэля и Итана. Однако тонкая психологичность с философским созвучием, в не меньшей степени присущие им, в картине имеются. Удостоившись за свой проект рядом престижных наград, братья Коэн также стали призёрами Каннского кинофестиваля в 2001 году, удостоившись приза за лучшую режиссуру. В заключении, хотелось бы отметить и композитора, работавшего над созданием саундтрека к данному фильму. Картер Бёруэлл, являющийся постоянным композитором братьев, и в этот раз, сумел тонко прочувствовать настроенческий вектор картины, одарив её незримой, но проникновенной глубиной.
- У меня было время всё обдумать. Я думал о том, что как-то сказал мне один могильщик... Что волосы продолжают расти некоторое время даже после смерти. А потом прекращают. Я думал о том, что поддерживает их рост? Волосы - как растение в земле. Что выходит из земли? Душа? И когда волосы осознают, что они умирают?..